Перевозка грузов

Аренда техники

Курьер

Расчет расстояний от Автодиспетчер.Ру
Баннер

Дорожные сборы с тяжелых грузовиков

Проект Минтранса РФ о взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, вызвал множество критических замечаний со стороны экспертов. Эти замечания касаются не только предлагаемого размера платы и способа ее взимания, но и целесообразности введения такой системы.

Возможность введения сборов с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, была озвучена Правительством РФ еще в 2010 г. По данным Минтранса РФ, именно эта категория грузовых автомобилей наносит наибольший ущерб автомобильным дорогам. Поэтому новый сбор был определен в законопроекте как «плата за возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т».

Общая протяженность автомобильных дорог в РФ составляет более 500 тыс. км. Из них порядка 50 тыс. км, или 10%, — это федеральные автомобильные дороги, за передвижение по которым предлагается взимать плату с тяжелых грузовиков*.

Количество грузовых автомобилей, которые попадают под требование о необходимости возмещения вреда, оценивается Минтрансом в 1,9 млн. ед. При этом из них 1,4 млн. ед. составляют транспортные средства, зарегистрированные на территории РФ, и еще 0,5 млн. ед. – транспортные средства, принадлежащие иностранным перевозчикам.

В 2012 г. Минтранс РФ подготовил два Проекта постановления Правительства РФ, которые определяют размер платы с грузовиков разрешенной максимальной массой свыше12 т и порядок взимания этой платы.

Согласно первому Проекту, размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения тяжелыми грузовиками, составляет 3,5 руб. за 1 км пройденного по таким дорогам пути.

Второй Проект постановления Правительства РФ детализирует порядок взимания оплаты. Планируется создать систему взимания платы, оператором которой может быть как государственное учреждение, относящееся к профильному дорожному ведомству, так и юридическое лицо, организующее сбор средств на основании договора с профильным ведомством.

Сбор платы должен осуществляться с владельцев грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Несмотря на то, что в Проекте постановления дается определение «владелец транспортного средства», это понятие остается крайне размытым.

По Проекту, под владельцем транспортного средства понимается не только собственник грузовика, но и лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, или на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством и т.п.).

Владелец грузовика для внесения платы в счет возмещения вреда обязан зарегистрировать транспортное средство в системе взимания платы путем заключения пользовательского соглашения с оператором системы. При этом он предоставляет оператору информацию о себе (как о физическом или юридическом лице) и о грузовике.

После регистрации в системе владельцу грузовика выдается номер лицевого счета, на который он будет вносить денежные средства. Сумма средств определяется, исходя из планируемого маршрута грузового автомобиля. Движение тяжелых грузовиков по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается только при условии заранее внесенных денежных средств.

Фактический пробег грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой свыше12 т будет определяться с помощью специального бортового прибора. Это техническое устройство, предназначенное для определения маршрута движения на основе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Бортовое устройство выдается в пользование на безвозмездной основе оператором системы взимания платы.

Проект постановления определяет и санкции, предусмотренные за движение тяжелых грузовиков без внесения предварительной оплаты в систему. В этом случае оператор системы уведомляет о таком нарушителе контрольно-надзорные органы, которые привлекают владельца грузовика к административной ответственности. Штраф при этом не отменяет необходимости уплатить сбор за фактический пробег.

Еще одной санкцией является невозможность для транспортного средства покинуть пределы РФ в случае, если за ним в системе числится задолженность.

Оба проекта были направлены на экспертизу в Министерство экономического развития РФ. Это ведомство провело анализ предлагаемых проектов, в том числе и с привлечением экспертов – участников рынка.

* По данным Минэкономразвития РФ.

ВОПРОСЫ К ЗАКОНОПРОЕКТУ

Позиция АСМАП

Как полагают специалисты Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), в первую очередь, вызывает вопросы решение установить единый размер платы для тяжелых грузовиков, без учета их грузоподъемности...

Точка зрения ОАР

С точки зрения НП «Объединение автопроизводителей России» (ОАР), введение платы для тяжелых грузовиков в счет возмещения вреда дорожному покрытию оправдано, только если у государства нет другого способа сбора средств на строительство и содержание автомобильных дорог. При этом практика увеличения акцизов на топливо как транспортный налог должна быть отменена...

Источник: abiz.ru